На водных объектах запрещается:
эксплуатация необорудованных ледовых переправ;
выезд на лёд автомобилей вне оборудованных ледовых переправ;
выход людей на акватории в периоды замерзания, вскрытия ледяного покрова водных объектов и ледохода;
выход на лёд, рыбная ловля и купание в местах, где выставлены запрещающие знаки безопасности на водных объектах.
При переходе водного объекта по льду следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии — убедиться в прочности льда с помощью пешни. Проверять прочность льда ударами ноги опасно.
Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где имеются быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водные объекты ручьи и вливаются тёплые сточные воды промышленных предприятий, ведётся заготовка льда.
Безопасным для перехода является лёд с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметров.
При переходе по льду следует двигаться друг за другом на расстоянии 5-6 метров и, при необходимости, быть готовыми оказать немедленную помощь впереди идущему. Перевозка грузов производится на санях или других приспособленных для этих целей средствах с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
Пользоваться на водных объектах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 сантиметров, а при массовом катании — не менее 25 сантиметров.
При переходе водного объекта по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при её отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров.
Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.
Во время подлёдной рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади льда и собираться большими группами. Каждому рыболову рекомендуется иметь с собой индивидуальные средства для спасения:
шнур длиной 12-15 метров, на одном конце которого должен быть закреплён груз весом 400-500 граммов, а на другом — изготовлена петля;
приспособление с заточенным стержнем для упора в лёд (багор), предназначенное для самостоятельного спасения из полыньи.
В местах с большим количеством рыболовов в период интенсивного подлёдного лова рыбы органы местного самоуправления Волгоградской области должны обеспечивать выставление постов, оснащённых спасательными средствами, средствами связи, электромегафонами и укомплектованных спасателями, постоянно владеющими информацией о гидрометеорологической обстановке в этом районе.
При угрозе отрыва льда от берега, спасатели немедленно информируют об этом рыболовов и принимают меры по удалению их со льда.
Меры безопасности при пользовании ледовыми переправами.
Изыскание, проектирование, строительство и эксплуатация ледовых переправ проводятся в соответствии с требованиями отраслевых дорожных норм (ОДН 218.010-98).
Организации, эксплуатирующие ледовые переправы (владельцы переправ), должны иметь разрешение на их оборудование и эксплуатацию.
Режим работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими их организациями по согласованию с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления Волгоградской области (в зависимости от статуса переправы). Порядок движения транспорта и нормы перевозки груза и пассажиров устанавливаются администрацией переправы с учётом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лёд.
Места, отведённые для ледовых переправ, должны удовлетворять следующим условиям:
дороги и спуски, ведущие к ледовым переправам, должны быть благоустроены;
в районе ледовой переправы отсутствуют (слева и справа от неё на расстоянии 100 метров) сброс тёплых вод и выход грунтовых вод, а также промоины, майны и площадки для заготовки льда;
трассы автогужевых ледовых переправ имеют одностороннее движение. Для встречного движения прокладывается самостоятельная трасса параллельно первой, удалённая от неё на расстояние не менее 100 метров. Ширина трассы устанавливается на 5 метров больше ширины наиболее габаритного груза, но не менее 20 метров для переправ нефтегазопромысловых зимников. Трасса ледовой переправы должна быть, по возможности, прямолинейна и пересекать реку под углом не менее 45 градусов. Минимальный радиус закругления должен быть не менее 60 метров.
Границы ледовых переправ обозначаются через каждые 25-30 метров ограничительными вехами, в опасных для движения местах выставляются ограничительные знаки.
На обоих берегах водного объекта у спуска на автогужевую ледовую переправу оборудуются площадки для стоянки транспортных средств с забетонированной вокруг неё канавой с уклоном в сторону съёмной сточной цистерны, устанавливаются отдельные ящики для сбора мусора, выставляются щиты с надписью «Подать утопающему» и с навешенными на них спасательными кругами, страховочным канатом длиной 10-12 метров. Рядом со щитами должны быть спасательные доски, багор, шест, лестница, бревно длиной 5-6 метров и диаметром 10-12 сантиметров, используемые для оказания помощи людям при проломе льда.
В период интенсивного движения автотранспорта на ледовых переправах должны быть развернуты передвижные пункты обогрева людей и дежурить тягачи с такелажем для возможной эвакуации с рабочей трассы неисправных транспортных средств.
Транспортные средства должны выезжать на переправу со скоростью не более 10 километров в час. Автомобили должны двигаться на второй или третьей передаче. Дверцы транспортных средств должны быть открыты, а ремни безопасности водителя и пассажиров отстегнуты.
Для обеспечения безопасности людей на ледовой переправе выставляется ведомственный спасательный пост, укомплектованный спасателями, владеющими приёмами оказания помощи людям, терпящим бедствие на льду.
У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помещается информация о том, какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной переправе, какой интервал движения и какую скорость необходимо соблюдать.
Ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днём, производится замер толщины льда и определяется его структура. Замер толщины льда производится по всей трассе и особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водного объекта. Во избежание утепления льда и уменьшения его грузоподъёмности регулярно производится расчистка проезжей части переправы от снега.
На ледовых переправах запрещается:
пробивать лунки для рыбной ловли и других целей;
осуществлять переезд в непредусмотренных для этого местах.
Эксплуатация ледовых переправ производится после их технического освидетельствования.
Меры безопасности при производстве работ по выколке льда
Предприятия, учреждения и организации при производстве работ по заготовке льда должны ограждать опасные для людей участки и выставлять соответствующие запрещающие знаки безопасности на водных объектах.